В моем подростковом возрасте вопрос “Что ты слушаешь” был следующим после “Как тебя зовут”. Это служило мощным фильтром для определения возможности дальнейшего общения с человеком. Другими словами, чувствует ли он то же, что чувствую я?
За свою практику я не встретила ни одного подростка, который бы не слушал музыку. Дети в этом возрасте часто засыпают с наушниками, слушают музыку по дороге в школу и домой, в метро, на прогулке, на семейных праздниках, пытаясь скрыться от чужих неинтересных разговоров. Музыка образует для них личное безопасное пространство, где их чувства разделены, где голос произносит знакомые слова, с которыми они полностью согласны или играет мелодия, точно совпадающая с их эмоциональным состоянием.
Вместе с музыкой мы переживаем те чувства, которые заложены в песнях. Помню, когда мне было 14 лет, я была впервые очень сильно влюблена и, к сожалению, безответно. Я слушала по кругу песню Сплина “Романс”. На тот момент у меня было все, чтобы тихо переживать свои эмоции: грусть, печаль, растерянность, разочарование. Конечно, тогда я выбрала эту композицию интуитивно. Когда я работаю с подростками, я всегда искренне интересуюсь их музыкальными вкусами. Почему они выбирают эту музыку, что в ней ценного. Какое состояние эта музыка отражает и справляется ли ребенок с этими переживаниями? Мы разбираем тексты песен, исследуем смыслы этих слов и как они связаны с реальностью, в которой живет подросток.
Музыка обладает уникальной способностью быстро и максимально точно погружать нас в те состояния, которые заложены в композиции автором. Для того, чтобы услышать грусть в “Pas de deux” Чайковского не нужно быть профессиональным музыкантом или знать теорию музыки. Музыка сама по себе – это сложное явление, но в то же время наш мозг запрограммирован структурировать тоны и звуки и находить в обнаруженных структурах смысл. Об этом пишут исследователи Аре Бреан и Гейр Ульев Скейе в своей книге “Музыка и Мозг”. Мне кажется, что очень важно иногда обнаружить и разделить этот смысл вместе.
Если вы хотите, чтобы ваш подросток научился с помощью музыки выражать свою чувства, приходита на группы “Музыкальной терапии для подростков”. Играть на инструментах не обязательно! Записаться можно по телефону центра
(c)Александра Виноградова