Отношения сиблингов

Конфликтующие дети и подростки легко входят в аффект и это выглядит примерно так: они начинают ругаться, использовать грубые и обидные слова, довольно часто дело доходит до драк. Однако есть и другая сторона, при который конфликт детей выражен в более скрытной форме, а иногда его трудно описать это как конфликт. Отношения сиблингов – тема не простая!

Давайте немного разберёмся в терминологии, это поможет говорить нам на одном языке, да и кроме того, а это важно(!!!), если вдруг вам встретятся подобные слова в других источниках информации, вы будете чувствовать себя более уверенно!

Что такое сиблинг?

Сиблинг – брат или сестра, сиблинговые отношения = братско-сестринские отношения, и не важно, сколько в вашей семье детей, они все: старшие, младшие, средние, но сиблинги!

Соперничество – это не только конкуренция, есть много разных форм выражение данного психологического феномена, однако соперничество является нормативным поведением, важно только знать, как его сделать еще и продуктивным, положительным для всех участников процесса.

Аффект – состояние повышенного эмоционального напряжения, при котором человеку трудно контролировать своё поведение.

Конфликты сиблингов: почему дерутся дети в семье?

В некоторых психотерапевтических подходах считается важным при работе с семьей, участие всех ее членов. Безусловно, сиблинги не исключение. Даже, если проблемы у одного из детей, очень часто они «задевают» и другого ребёнка. Именно поэтому, психологи, обязательно узнают у родителей, есть ли у их клиента братья или сёстры. Почему же это важно?

Конфликтующие дети и подростки легко входят в аффект и это выглядит примерно так: они начинают ругаться, использовать грубые и обидные слова, довольно часто дело доходит до драк. Однако есть и другая сторона, при который конфликт детей выражен в более скрытной форме, а иногда его трудно описать это как конфликт. К примеру, младший сиблинг испытывает чувство зависти к достижениям старшего, но он не говорит об этом, однако старается то испортить работу своего старшего брата или сестры, то старается вести себя так, чтобы внимание взрослых было сосредоточено на нём и т.п.

Таким образом, разное поведение детей, будь оно явным или скрытным,  не отменяет наличие конфликта между ними или соперничества.

Соперничество сиблингов

Сиблинги часто отрабатывают «социальные сценарии», с которыми они сталкиваются в детском саду или школе. Впоследствии с ними же они столкнутся и во взрослом мире. Например, борьба за то, кто будет ехать рядом с родителем в транспорте – это не всегда борьба за маму/папу.

Детям необходимо обучиться определённым социальным навыкам для дальнейшего более успешного взаимодействия в обществе. Это обучение не всегда заметно изнутри семьи, но если Вы-родитель и у Вас есть несколько детей, то Вы точно знаете, как выделить на детской площадке или в общественном месте ребёнка, у которого нет братьев и сестёр. И наличие сиблингов влияет на социальные навыки ребенка порой даже больше, чем наличие у него одного или обоих родителей (в основном об этом говорят зарубежные учёные, в России подобных исследования почти не проводится).

В общем и целом, становится понятно, что развитие социальных навыков происходит гораздо быстрее, если у тебя есть кто-то на ком можно тренироваться. Однако у этого немного игрового подхода есть свои очевидные уязвимости.

Об уязвимостях мы поговорим в следующей дальше.

Отношения сиблингов: уязвимость братьев и сестер

Уязвимости, которые могут быть в отношениях братьев и сестер. Те вещи, к которым важно быть особенно внимательными.

  • разница в возрасте между сиблингами;
  • пол детей;
  • вмешательство взрослых и т.п.

Разница в возрасте

– между детьми оказывает существенно большое влияние на их способность к общению в паре сиблингов, чем их пол. Несмотря на то, что некоторые психологи полагают, что однополые сиблинги «разыгрывают» больше сценариев про дружеские отношения, а разнополые про будущие супружеские – нет однозначных данных, которые подтверждали бы данную точку зрения. Скорее всего, пол влияет на те социальные конструкты, которые общество, и родители, в первую очередь, будут предлагать детям: «мальчики не плачут», «девочки не дерутся» и т.п.

При наличии маленькой разницы в возрасте, возникает проблема «места под солнцем» и она вполне очевидна, т.к. до 3-4 лет ребёнок невероятно сильно зависит от ближайшего взрослого окружения, всё его существование – в их руках. Кто-то возразит, что и в более взрослом возрасте ребёнок зависим от родителей, но правда в том, что до 3ых лет ребёнок не так уж и самостоятелен и для него огромный стресс когда его «принудительно отрывают» от мамы.

Конечно же, многие современные родители подходят к рождению следующего ребёнка ответственно, но при такой маленькой разнице в возрасте достаточно трудно избежать возникновения зависти и обиды. Как писал один из первых исследователей сиблингов Альфред Адлер, при появлении брата или сестры, первенец чувствует себя как «монарх, потерявший престол». Это ощущение особенно ярко демонстрируют сиблинги одного пола. Именно поэтому психологи рекомендуют заводить следующих детей в семье с разницей в 4-5 лет, когда с ребёнком можно начать вести разговор и когда он сам становится более самостоятельным.

Вмешательство взрослых

– это самая сложная история и про неё можно писать очень много всего. Но самое главное – родители пытаются решить конфликт детей как взрослые и со стороны взрослых. И это не только про то, что такой подход не работает в детском мире, но самое главное – это вмешательство зачастую приводит к усилению конфликта, т.к. дети даже в раннем подростковом возрасте не всегда могут решать споры «по-взрослому», а уж если они попали в аффект…

Что НЕ следует делать родителю в случае сиблингового конфликта

  • Вставать на сторону любого из сиблингов.
  • Оценивать поведение ребёнка (ты поступаешь плохо, ты ведёшь себя неправильно и т.п.).
  • Заострять внимание на мелких склоках.
  • Игнорировать физический и эмоциональный буллинг.
  • Предлагать различные действия по регуляции конфликта, не выслушивая самих детей.
  • Рассказывать про семейную ситуацию посторонним людям или школьным педагогам, родственникам.
  • Ожидать от детей, что они обязательно вырастут друзьями (поэтому нельзя ругаться, вы же «братья»).

ПСИХОЛОГ для ПОДРОСТКОВ и РОДИТЕЛЕЙ в Москве

Узнать о психологических группах для подростков,

записаться на индивидуальную консультацию или консультацию по скайпу,
можно по нашему телефону:

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00