Из школьника в студенты стресс

Поступление в высшее учебное заведение – важный, этапный момент в жизни большинства молодых людей. Однако, есть в этом моменте некоторый парадокс: с одной стороны, человек остаётся ещё тем же подростком,  а с другой стороны – обретает новый социальный статус и попадает в совершенно иную, по сравнению с школой, среду, и к нему начинают применяться совсем другие требования. Это похоже на то, как в России наступает весна: формально, на календаре уже март, а за окном – всё те же морозы и сугробы. Давайте поговорим о тех трудностях, с которыми сталкиваются молодые люди при переходе из школы в университет.

Первый и самый очевидный стресс связан не столько с разницей между школой и ВУЗом, сколько с тем, что эта разница просто есть. Проще говоря, первое, с чем должны справиться студенты – это адаптация к новым условиям: новое окружение, новые преподаватели, новые правила игры, а в случае, если для поступления потребовалось переехать – ещё и новый город или вообще новая страна. Для студентов, которые попадают в общежитие, это, чаще всего, становится первым опытом самостоятельного управления собственным бытом.

Как пережить поступление в ВУЗ

Справится с адаптационным стрессом помогают несколько вещей:

★ максимальная осведомлённость о правилах, по которым живёт ВУЗ: начиная от дней открытых дверей и общения со студентами старших курсов до учебных планов и регламента общежития;

★ различные адаптационные мероприятия, проводимые ВУЗом: во многих университетах в первые недели учёбы проводятся тренинги, направленные на сплочение группы студентов и их знакомство между собой, кроме того, помогают справиться с тревогой различные неформальные мероприятия – праздники, спортивные соревнования, выезды и т.п.;

★ как ни банально это звучит, время: по прошествии определённого периода ориентировка заканчивается и тревога снижается.

Причины стресса первокурсников

Следующий источник стресса и главное отличие ВУЗа от школы заключается в том, что в ВУЗе от студента требуется намного больше самостоятельности и активности в учебном процессе, чем от школьника. Это затрагивает много аспектов: и выполнение текущих заданий, и проведение исследовательских работ, и выбор факультативов и спецкурсов для изучения. К сожалению, обычная общеобразовательная школа совершенно не учит учебной самостоятельности, поэтому у студенты, особенно на первых курсов, сталкиваются с категорической нехваткой навыка саморегуляции и элементарного тайм-менеджмента, в результате чего первые сессии становятся ужасно утомительными и стрессогенными разборами завалов в режиме острого недостатка времени.

Ещё одна грань этой проблемы  состоит в том, что у студентов резко сокращается возможность получения помощи с учёбой со стороны родителей и других взрослых. Если в школе у родителей есть возможность помочь ребёнку разобраться в трудном материале или нанять репетитора по одному или нескольким общеобразовательному предмету, то в ВУЗе такой возможности уже нет: предметы слишком специфичны и преподаются по очень разным программам. В результате, студенты сталкиваются с тем, что им нужно самостоятельно организовать своё расписание и самостоятельно разобраться в предметах, и для многих это становится очень тяжёлой задачей в силу отсутствия подобного опыта, хотя со стороны от студентов ожидается, что они этим опытом и навыками обладают.

Внешние ожидания – это ещё один стрессогенный фактор для студента. Молодой человек переходит из условно «детского» состояния в условно «взрослое»: достигает совершеннолетия, получает специальность, осваивает профессию, начинает подрабатывать.

Однако, в полной мере студент ещё не может соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к взрослому человеку, по одной простой причине: у студента недостаточно опыта. Недостаточно как профессионального опыта, чтобы работать на высокооплачиваемой должности и обеспечивать себя самостоятельно, так и недостаточно опыта отношений, чтобы построить семью, а работа, отдельное жильё и семья являются ключевыми элементами в признании человека взрослым в нашей культуре.

Таким образом, студенты оказываются во фрустрирующей ситуации, когда общество ожидает от них взрослых решений, поступков и наличия «взрослых компонентов» в их жизни, хотя студенты объективно не обладают опытом и ресурсами, чтобы обеспечить себя всем этим.

Как семья может поддержать студента?

Как семья может поддержать студента? Помогать с управлением временем и планированием своего графика. Не требовать того, что молодой человек не в состоянии пока выполнить. И самое главное – не становиться ещё одним источником тревог в и без того беспокойной студенческой жизни, а быть крепким тылом: принимающим, понимающим и помогающим по необходимости и по запросу о помощи.

 

 

Узнать о психологических группах для подростков,
записаться на индивидуальную консультацию или консультацию по скайпу,
можно по нашему телефону:

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00