Личное пространство (и время) – это возможность побыть для себя, по своим правилам, это не только удовольствие от любимых занятий и автономности, но и способ восстановиться, отдохнуть. В насыщенном, иногда даже перенасыщенном, режиме жизни современных подростков это часто и насущная необходимость, и самая желанная роскошь одновременно.
Причем, родители живут в том же самом напряженном ритме, и обычно хорошо понимают, почему для продуктивной и счастливой жизни важно иногда быть одному и отдыхать. Правда, понимать – это одно, а принимать личное пространство (и время) своего подростка – совсем другое. При попытках принять может возникать сразу очень много вопросов, перерастающих в разногласие и конфликты: когда в этом самом личном месте наконец-то будет порядок, когда подросток все-таки выйдет оттуда и побудет с семьей, и когда он перестанет прятаться в своей комнате от домашних обязанностей и сделает уроки?
Зачем личное пространство подростку?
Для того, чтобы было проще пережить появление личного пространства (и времени) у своего подростка, можно заранее позаботиться о нескольких основных вещах:
★ Договориться о том, что это такое – личное пространство (и время)? Очень важно иметь общее и максимально схожее представление, где начинается и заканчивается личное пространство (и время) подростка.
★ Что это – комната, стол, стул, шкаф, ящик в столе? Всегда ли подросток действительно может свободно этим распоряжаться, или есть какое-то время, когда в силу обстоятельств этим необходимо делиться с другими членами семьи? Как можно менять, преображать личное пространство, какие правила в нем можно устанавливать?
Чем яснее и проще ответы на эти вопросы, тем легче соблюдать обозначенные границы.
★ Приготовиться уважать и поддерживать достигнутые договоренности. Возможно, это самое сложное в работе родителей по принятию личного пространства (и времени). Не входить без стука, если так договорились. Не наводить порядок в шкафу, если он часть личного пространства. Но и не позволять “делаю, что хочу, потому что это моя комната” – “да, это твоя комната, но она часть нашего общего дома, и мы заранее договорились, что там можно делать, а что – нет”.
★ Принять то, что все члены семьи очень разные и к соблюдению договоренностей тоже относятся по-разному. Часто сложности связаны с надеждами, что “раз уж мы договорились, то так и будет”, или что “мы тут все одна семья и хорошо друг друга понимаем”. Чем лучше удается подготовить себя к тому, что не все договоренности будут сразу же соблюдаться, и к тому, что на самом деле люди в семье очень разные, тем меньше будет разочарования от встречи с проблемами, и больше сил для поиска решений.
★ Понимать, что “все это будет использовано против вас”, но на самом деле – не совсем так. Личное пространство (и время) часто нужно подросткам для того, чтобы не участвовать в сложных разговорах, не выполнять свои обязанности, быть отдельно от остальных членов семьи, заниматься своими делами, побыть в покое – и оно будет для это использоваться. Это будет часто противоречить интересам родителей.
Но важно помнить, что вообще личное пространство (и время) – одна из первых точек опоры для отделения от семьи. И может казаться, что несмотря на очевидную доброту родителей, которые пошли навстречу, и предоставили свою комнату, свое время, немного свободы для подростка, благодарности не наступает, а вместо нее только недовольство, протест и уходы в свою комнату.
В такие моменты важно помнить, что чаще всего подростки так поступают не со злым умыслом и не от отсутствия уважения. Это может вообще никак не быть связанным лично с родителями или другими членами семьи. Такое отделение и противопоставление – часть их возраста, часть той сложной задачи по поиску своей самостоятельности и ответственности, которую подростки решают.