Бывает так, что в класс приходит новый ученик. И бывает так, что приходит целиком новый класс – пятый, девятый, иногда вообще любой. В этот момент перед учителями всегда встает непростая задача – выстроить отношения с родителями учеников, причем таким образом, чтобы эти отношения были полезны как родителям с их детьми, так и самому учителю. В случае, когда учителям удается выстроить партнерские отношения с родителями учеников, появляется возможность обмениваться советами и поддержкой. Но как это сделать?
Поддерживать индивидуальный контакт с родителями
Как ни странно, но родители так же уникальны, как и ученики, и все требуют немного особенного подхода: кому-то подходят короткие сообщения в мессенджер, кому-то важно изредка созваниваться, кому-то – встречаться и детально говорить про своего ребенка. Понятно, что и временные, и эмоциональные ресурсы учителя бывают ограничены, поэтому важно находить такие возможности для диалога, которые были бы удобны для обеих сторон.
Подчеркивать успехи ученика
Это может стать основой для эффективных партнерских отношений с родителями. Когда сообщения от учителя начинают быть связаны у родителей с мыслью “о, наверное, сейчас узнаю что-то новое и приятное про своего ребенка”, контакт становится приятным и поддерживающим. Когда учитель сообщает родителям об успехах, сильных сторонах, изменениях и стараниях ребенка, это подчеркивает его включенность, внимательность и профессионализм. Имеет огромное значение то, в какой форме поступает обратная связь: например, есть большая разница между “ваш ребенок очень умный, но такой ленивый” и “ваш ребенок, конечно, бывает ленивым, но очень умный”. И в этом вопросе важна честность, искренность учителя. Важно говорить о том, что действительно удается замечать и ценить.
Обрисовывать проблемы как зону ближайшего развития
Конечно, работая с детьми невозможно говорить только об их успехах, достижениях и сильных сторонах. Это было бы только частью реального положения дел. Учитель, который говорит исключительно о хорошем, скорее может вызывать недоверие – возможно, он невнимателен, игнорирует проблемы и сложности? Поэтому важно говорить с родителями и о проблемах, но делать это лучше в ключе задач, которые стоят перед ребенком: например, научиться записывать домашнее задание, или удерживать внимание, или знакомиться и заводить друзей. Взгляд на проблему как на несформированность навыка или умения, а не как на недостатки ребенка и его воспитания, позволяет и учителям, и родителям освободиться от лишнего груза вины, и сосредоточиться на важных задачах.
Подчеркивать заслуги родителей, их заботу и внимание к детям
Признание важности вклада родителей со стороны учителя очень важно. Это позволяет родителям чувствовать себя нужными школе. И действительно, есть что признавать: к тому моменту, когда ребенок встречается с учителем, родители уже успели пережить огромное количество усилий, труда и заботы. У родителей с ребенком есть богатый опыт отношений, в котором уже есть множество способов преодоления сложностей и поиска решений непростых ситуаций. Благодаря их заботе и вниманию ребенок жив, здоров и вообще ходит в школу. Если это замечать и ценить, то у учителей появляется возможность к этому ресурсу обращаться.
Спрашивать совета, соотносить позиции по разным вопросам
Хороший способ включить родителей в роли партнера, помогающего учителю – обратиться за советом. Можно обрисовать ситуацию, которая беспокоит или ставит в тупик, и спросить, бывало ли подобное в опыте родителей. Если бывало, то – какие удалось найти способы преодоления. Возможно, что-то из этого действительно сработает и для учителя. Если нет, не бывало – тогда можно узнать, какие действия и решения родителей привели к тому, что этой ситуации даже не возникло. Если ни то, ни другое не помогает, можно признать, что вместе столкнулись с чем-то совершенно новым в жизни ребенка – и начать искать выход.
Прислушиваться к мнению родителей
Родители – часто единственный источник ключевой информации о ребенке. Именно они знают, как найти подход к их ребенку, что вызывает в нем отклик, что, наоборот, отталкивает ребенка. Еще родители видят и знают, что происходит с ребенком вне школы. И то, и другое может стать опорой для учителя в поиске способов и форм выстраивания отношений с ребенком. Конечно, знания и опыт родителей могут и не пригодиться для учителя, но они помогают сформировать более полную картину жизненной ситуации ученика. Кроме того, родители включаются, когда видят и чувствуют, что их мнение имеет значение, это поддерживает их активность и родительскую позицию.
Уважительно говорить про других учеников и родителей
Это позволяет родителям чувствовать себя в безопасности в разговоре с учителем: если они слышат, что и о других учениках, родителях он говорит с уважением, то предполагают, что и с другими о них учитель будет говорить так же. Это очень важно, и помогает не только выстраивать хороший индивидуальный контакт с отдельными родителями, но и укреплять их сообщество, которое формируется вокруг учителя и его уважительного отношения к ним.
Родители могут быть ключевыми поддерживающими фигурами для учителей. В этом важнейшую роль играет то, какие слова выбирает учитель в общении с родителями и учениками, именно они формируют отношения.