Как говорить с подростком о деньгах

Существует много острых тем, которые так или иначе возникают при общении родителей с детьми. Тема отношения к бедности была затронута уже ранее, а сейчас обратимся к антиподу бедности – богатству. В данном материале мы разберём тему «жадности», как можно говорить с подростком о семейном и личном бюджете и зачем, это нужно.

Следует признать, что проблема богатства и накопления – тема знакомая и весьма болезненная, освященная и в русской классической литературе, и воспроизводящаяся через поколения как следствие трагических событий прошедшего столетия. Однако, в тот момент, когда подросток перестаёт контролировать свою потребность в собирательстве денег или их зарабатывании, интерес к деньгам превращается в какую-то болезненную привязанность или зависимость от них. Жадность до денег без конкретной цели их траты или накопления – болезненная тема для самих подростков.

Подростки – первая возрастная категория людей, которым могут дать оплачиваемую легальную работу. Безусловно, до этого возраста родители могут и сами создавать системы финансовой мотивации для подростка, чтобы тот прилежнее учился, достигал высот в кружках и т.д. Если родители начинают практиковать финансовый коучинг, то есть неформальное обучение с обменом идеями, обсуждением базовой финансовой грамотности и разбор реальных кейсов из жизни и взрослых, и подростков – всё это позволит детям, и родителям понимать потребности друг друга и вырабатывать понятные стратегии управления деньгами. Это важная часть детского-родительского взаимодействия, так как. Даже покинув родительский дом, многие молодые люди периодически обращаются за финансовой помощью к семье, понимая, что никто не будет осуждать и обсуждать выбор финансовых вложений, недавнему подростку будет чуть проще одолжить деньги у родителей.

Порой денежная тема становится «горячей», обе стороны увлекаются и не готовы сотрудничать. Если дело обстоит именно так, было бы полезно привлечь к этой дискуссии третью сторону, человека, который разбирается в финансах, возможно специалиста в данной области.

Подросток может воспринять слова другого взрослого чуть лучше, чем родителя, особенно, если эта третья сторона показывает личную незаинтересованность в разрешении спора.

Если Вы хотите включить в разговоре с подростком тему финансов, следует обратить внимание подростка на следующие темы:

– школа когда-нибудь закончится, и многие родители хотели бы, чтобы их ребенок поступил в ВУЗ. Вместо того, чтобы напоминать своему ребенку про сложность экзаменов, ответственность выбора образовательного маршрута и необходимость поступления на бюджетные места, поменяйте тактику. Предложите подростку рассматривать разные ВУЗы не только с точки зрения привлекательности занятий, но и с точки зрения стоимости обучения. Предложите подростку создавать каждый 2-3 месяца бюджетный план, чтобы уже в старшей школе подросток начал и сам копить какие-то деньги (или зарабатывать их) на тот случай, если он будет учиться на договорной основе;

– делитесь с подростком данными о счетах, которые регулярно оплачиваются семьей, обсудите с подростком, какие расходы может оплачивать частично или полностью и сам подросток. Попробуйте несколько месяцев соблюдать договоренность об оплате и посмотрите, насколько осознаннее станут траты Вашего ребенка;

– ограничивайте недельный бюджет подростка и себя. Договоритесь о том, что по воскресеньям семья будет снимать определенную фиксированную сумму наличными и тратить только ее неделю. Предложите подростку вести дневник наблюдений, чтобы он смог рефлексировать не только трудности данного подхода, но и его потенциал;

– пересчитывайте мелкие траты. Каждый вечер вместе с подростком вспоминайте свои мелкие траты и записывайте их – внезапно купленный кофе 3 раза в неделю превратится в 12 чашек в месяц, и для Вашего ребенка, и для Вас подобная информация может оказаться крайне полезной, когда Вы будете обсуждать необходимость некоторых трат.

Однако подобная щепетильность может приводить и к тому, что подросток перестанет хотеть тратить на что-то спонтанное, что может приносить ему радость. Несмотря на вышеописанные советы, помните о балансе между экономией и возможностями тратить деньги на своё усмотрение. Предлагайте подростку периодически устраивать день спонтанных покупок, или предложите вложить деньги в путешествие, покупку игры для совместного пользования, благотворительность.

Вести бюджет: траты или экономия?

Итак, 5 шагов, чтобы научить Вашего подростка ведению бюджета:

Рассчитайте примерные ежемесячные расходы Вашего подростка вместе с ним, корректируйте эти расходы раз в 3 месяца.

Заведите совместный счёт, куда подросток сможет класть свои сбережения, а Вы те деньги, которые Вы ему готовы выделить в этом месяце/на этой неделе. Обсуждайте с подростком возможность увеличения или уменьшения этих сумм, в зависимости от собственных доходов и семейной ситуации – пусть денежная ситуация будет прозрачной для подростка.

Если подросток начал зарабатывать деньги, уменьшайте свой вклад в общий счет, оставляя какой-то минимум, чтобы подросток знал, что у него есть подушка безопасности, но основной доход лежит на его собственных плечах.

Следите вместе за колебаниями расходов и доходов, предлагайте подростку помощь с финансами, но не настаивайте на ней.
Поощряйте подростков откладывать деньги на свое будущее, договоритесь о правилах, можете ли вы или другие родственники вкладывать деньги в будущее подростка или же этот счет закрыт для вложений семьи.

Возможно, Вы и подросток договоритесь периодически собираться вместе, чтобы просмотреть бюджет, который был разработан.

Убедитесь, что ваши подростки понимают важность поддержания этого бюджета, что эти правила не всегда надо возводить в абсолют. Если их любимая группа приезжает в город, и они хотят потратить деньги на концерт, они могут просто сократить другие расходы на месяц.