Разговоры о неравенстве сложны в любом возрасте. Это в связано в том числе и с тем, что эти темы не всегда обсуждаются в семье, многие люди формируют свою позицию по остросоциальным вопросам в течение жизни.

Именно поэтому, нам кажется, что если есть возможность как-то начинать этот разговор с детства или подросткового возраста, то это может помочь Вашему ребенку сформировать собственное отношение к теме гораздо раньше.

Мнение, которое не будет зависеть от толпы и окружения, а будет принадлежать именно Вашему сыну или дочери.

Когда начинается разговор о бедности, многим вспоминается тема голода и голодающих, тем более, у кого-то в семьях присутствует образ голодающего прадеда в Ленинграде, и часто детям рассказывается история про «голодающих детей в Африке». Однако обе эти крайности могут не оказать должного эффекта.

Думать о проблеме детей с другого континента или о прошлом, которое так далеко от подростка – стратегия, которая навряд ли поможет вам достигнуть успехов в беседе с собственным ребенком.

Гораздо эффективнее будет поговорить с подростком о том, с какими последствиями, с его точки зрения, может столкнуться ребенок, выросший в бедности.

Бедность влияет на семьи следующим образом:

– проблемы с получением образования. Дети, выросшие в семьях с низким достатком, испытывают больше затруднений с обучением, у них меньше шансов получить высшее образование, не всегда родители могут помочь им с домашними работами, ребенок из бедной семьи однозначно не сможет подтянуть свои знания с помощью репетиторов или ходить на платные кружки.

– проблемы с поведением. Бедность – социальная проблема, которая оказывает влияние на психоэмоциональное развитие ребенка и усвоение им социальных норм и правил. Своему ребенку можно объяснить, что ребенок из бедной семьи может быть более агрессивным не потому что он плохой или злой, а скорее всего у него просто более острое ощущение «своего» и «чужого», возможно такова его реакция на нарушении личных границ.

– проблемы физического здоровья. Ребенок, выросший в бедноте, не всегда может получить высококвалифицированную медицинскую помощь, у таких детей чаще встречаются хронические заболевания, проблемы с речью и т.д.

– проблемы с психическим здоровьем. К сожалению, невероятное количество стресса, связанное с финансовым статусом семьи, сложности в коммуникации между детьми и родителями и другие факторы неблагоприятно влияют на риск появления у ребенка психических расстройств.

– снижение общего благосостояния. Исследования неоднократно доказали, что бедность является самой большой угрозой благополучию детей в самых разных вопросах.

Безусловно, не стоит выдумывать повод для того, чтобы поговорить со своим ребенком о данной проблеме. Логичнее всего это начать делать, прививая какие-то общественно-полезные привычки.

Если Ваша семья сдаёт вещи на благотворительность, жертвует деньги или еду в приюты (может быть даже в приюты для животных), в этой обстановке тема социального неравенства может подняться сама собой. Более того, у ребенка могут возникнуть неожиданные вопросы к Вам как к родителю.

Появление вопросов показывает внутреннюю готовность подростка к более серьезному и обстоятельному разговору.

Надо сказать, что многие подростки уже понимают причины, по которым существует в мире проблема бедности.

Поэтому можно сконцентрироваться на факторах, которые способствуют ей:

– разрыв в доходах между богатыми людьми и бедными;
– отсутствие работы для малообразованных людей, за которую бы платили адекватную заработную плату;
– сложность в получении высшего образования;
– высокая стоимость образования, здравоохранения, ухода за детьми;
– злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
– вопросы психогигиены;
– инвалидность;
– разводы и многодетные семьи;
– бедность через поколения.

Помимо разговоров о причинах бедности, полезно поговорить и про последствия. Попробуйте вместе с подростков представить упрощенную схему распространения государственных услуг и ресурсов, предоставляемых для помощи людям, а также подскажите подростку, какие существуют способы помощи, почему так важно, чтобы этим занималось не только государство, но и активисты.

Самое важное при разговоре с собственным ребенком – соблюдение баланса вашей личной позиции и того, что Вы будете транслировать своему подростку.

Допустим, когда Вы идете по улице, Вы даже не смотрите на бездомного человека, просящего денег, и тогда Ваш ребенок может не понять, где же правда – в том, что родители говорили о поддержке таких людей или в их поведении? Лучше признайтесь подростку в том, что Вы не подаёте денег людям на улице, т.к. не знаете, на что он их потратит.

Покажите своему ребенку, что можно предложить бездомному человеку какой-то еды или горячего напитка, сходите вместе с подростком на благотворительные акции, отвезите вместе вещи в пункт приема одежды и т.п.

Когда дети видят, что они могут предпринять какие-то шаги, чтобы изменить ситуацию в будущем, они чувствуют себя вдохновленно и готовы совершать больше добрый дел в будущем.