Поговорим об учебной мотивации школьников и студентов. Учеба – процесс длительный и непростой. Мы начинаем учиться с самого начала нашей жизни и не заканчиваем, похоже, никогда. И есть особенный период, связанный с получением формального образования – школа, колледж, ВУЗ. Проходя через них, мы усваиваем массу информации и навыков. Что-то из этого затем может пригодиться нам в жизни напрямую, а что-то – лишь отчасти.
Мотивация учебной деятельности
Во время учебы многое поддерживает нашу мотивацию – это добрые слова от родителей, успехи, наши цели, надежды и мечты. И многое (наверное, даже слишком многое) разрушает нашу учебную мотивацию. Сегодня хотелось бы обратить внимание на три внутренних правила учебы, которые незаметно подрывают наши силы.
Внутренние правила учебы:
- В процессе учебы я должен делать только то, что имеет смысл;
- В процессе учебы я должен делать только то, интересно;
- В процессе учебы я должен делать только то, что нравится.
На первый взгляд, эти правила выглядят очень позитивно, оптимистично и здраво. Кажется, что, если бы вся учеба строилась по этим правилам, жизнь была бы прекрасна. Сложность заключается в том, что они не вполне реалистичны, что они плохо встраиваются в практику реальной жизни: обычно освоение какой-либо сферы деятельности включает в себя интересные и скучные, приятные и не очень, более и менее важные вещи. Нереалистичными их делают искажения мышления – долженствование, сверхобобщение и навешивание ярлыков на учебу. Попытки соответствовать таким правилам редко приводят к удовольствию от учебного процесса – наоборот, чаще это вызывает грусть, тоску, разочарование и постоянное откладывание дел.
Учебная мотивация школьников приемы
То, что можно пробовать делать вместо этого – чуть-чуть переформулировать эти правила, оставить в них важные намерения и убрать лишние упрощения:
- В процессе учебы я хочу делать то, в чем я вижу смысл – и иногда я даже могу попробовать найти его там, где он не очевиден на первый взгляд;
- В процессе учебы я хочу делать то, что мне интересно, и иногда я могу делать менее интересные вещи – особенно когда это связано с моими целями, надеждами и мечтами;
- В процессе учебы я хочу делать то, что мне нравится, и иногда я могу делать менее приятные вещи, потому что «приятность» или «неприятность» занятия – условный ярлык, который я навешиваю, он может и не соответствовать реальности.
ПСИХОЛОГ для ПОДРОСТКОВ и РОДИТЕЛЕЙ в Москве
Узнать о психологических группах для подростков,
записаться на индивидуальную консультацию или консультацию по скайпу,
можно по нашему телефону: