1. Будьте на стороне своего ребенка
Самый важный тезис: будьте на стороне ребёнка. Пока не разобрались, что произошло, почему, с чьей подачи конфликт стал конфликтом – будьте на стороне ребёнка. И когда разобрались, тоже. Довольно часто родители следуют древней догме «учитель всегда прав», или начинают волноваться, что конфликт ребёнка с учителем – это знак того, что родители не справляются со своей родительской ношей – и примыкают к учителю в посрамлении ученика, вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват. Не надо так. Ребёнок должен знать, что дом, родители – это его надёжный тыл, и что даже если ребёнок сам спровоцировал конфликт, он может поделиться этим с родителями и получить в первую очередь – поддержку, во вторую – желание помочь, а уже в третью – дисциплинарные взыскания (если они вообще будут нужны).
Самый важный тезис: будьте на стороне ребёнка.
2. Учитель не всегда прав
К вопросу о том, всегда ли прав учитель: увы, далеко не всегда. В самом безобидном варианте учитель бывает не прав, когда воспринимает учебные неуспехи ребёнка как личное оскорбление, а неуважение к предмету – как неуважение к себе. В более тяжёлых случаях учитель конфликт вообще может не иметь никаких предпосылок в учебном процессе, а происходит из-за «дисциплины», «хамства», «неподобающего поведения» и прочих вариантов того, что учителю не нравится то, как ведёт себя ученик в его присутствии. В самом тяжёлом случае учитель может провоцировать травлю ребёнка, унижая и высмеивая его и/или допуская подобное обращение по отношению к ученику со стороны других детей. В любом из этих случаев – смотрите пункт первый и будьте на стороне ребёнка. Вы нужны ребёнку, чтобы ему помочь, а при необходимости – защитить.
3. Обращайтесь за помощью
Если вы понимаете, что учитель ведёт себя по отношению к ребёнку неадекватно и несправедливо, то не стесняйтесь обращаться за помощью и привлекайте администрацию. Если администрация проверяющие органы. Иногда одного только словосочетания «управление образования» бывает достаточно, чтобы остудить пыл педагога и перевести разговор в конструктивное русло. Можно привлекать к решению проблемы школьного психолога, который выступит в роли медиатора – посредника при решении конфликтной ситуации. В некоторых школах организованы службы примирения – туда тоже можно и нужно обращаться, если попытка решить конфликт своими силами зашла в тупик.
4. Педагог должен вести себя профессионально
Есть распространённое убеждение, что в конфликте всегда виноваты оба. Часто это так и есть, но нужно не забывать, что в конфликте учителя и ученика конфликтующие стороны, как говорится, «в разных весовых категориях»: с одной стороны – взрослый профессионал, с другой – несовершеннолетний, который учится не только предметам, но и взаимодействию с людьми. И задача учителя, в том числе, состоит в том, чтобы демонстрировать детям примеры корректного взаимодействия и взаимоотношения. Да, бывает так, что дети ведут себя некрасиво по отношению к учителям или другим детям. Да, бывает так, что дети грубят, срывают уроки, ломают школьный инвентарь, ведут себя шумно и некультурно. Так бывает, потому что дети – это дети. И взрослые профессионалы должны быть готовы к тому, что дети могут такими быть, и должны обходиться с этим профессионально. Конфликт не является профессиональным выходом из ситуации.
5. Найдите контакт с учителем
Иногда бывает, что конфликт связан с тем, что педагог обладает недостаточным пониманием жизненной ситуации ребёнка. У ребёнка могут быть особенности развития, которые влияют на его поведение. Или в семье может происходить нечто, что влияет на эмоциональное состояние ребёнка (например, конфликт между родителями). В таком случае, ваша задача – донести до учителя, что происходит, возможно, рассказать ему какие-то способы, которые есть у вас для успешного взаимодействия с ребёнком.