Как помочь вашему подростку учиться? Советы психолога!

Как помочь вашему подростку учиться? Как сделать так чтобы учеба стала интересной? И возможно ли это? Эти и похожие вопросы часто задают нам родители на консультациях. Наш коллега, психотерапевт и сотрудник психологического центра для подростков <ТОЧКА> Артем Кондрашкин попробовал ответить на эти вопросы. А еще сформулировал, что могут сделать родители, а в чем их возможности ограничены.

Поддерживать ценность знаний и хорошей учебы подростка – важная задача для родителей. Конечно, есть вечная мечта, чтобы подростки все понимали и хотели сами для себя, но даже при всей их самостоятельности и ответственности, роль родителей остается значимой. Что могут можно делать для этого?

Прояснить собственную ценность хорошей учебы и образования.

Для этого даже не нужно участие подростка, родителям достаточно собраться вдвоем и просто поговорить о том, что такое хорошая учеба, какие ресурсы в их собственной жизни появились в связи с образованием, и что изменится к лучшему в семье для каждого, когда подросток станет учится лучше. Понимание собственной позиции служит основанием для поддержки ребенка в учебе – точное, детальное представление родителей о своих мотивах и ценностях может стать хорошей отправной точкой для диалога с подростком.

Показывать, что учеба важна.

Часто разговоров про учебу, даже самых эмоциональных и открытых, может быть недостаточно – особенно, если их содержание не совпадает с последующими поступками и поведением родителей. Поэтому иногда необходимо на своем примере и через свое отношение показывать, что учеба – это действительно важная и значимая часть жизни. Причем, в этом требуется баланс, чтобы у подростка не сложилось обманчивое представление, что его учеба – единственная значимая часть жизни родителей.

Помнить про доброжелательное отношение и практиковать его в семье.

Бывает так, что школьным успехам или неудачам подростка придается преувеличенное значение. Например, может казаться, что вот если бы ребенок учился лучше, то и эмоциональная атмосфера в семье была бы потеплее. Но чаще происходит наоборот – скорее доброе отношение и теплая атмосфера создают возможность для продуктивной учебы подростка.

Поддерживать усилия и хвалить.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится учеба – становится все меньше и меньше быстрых результатов, и больше требований к необходимым усилиям. Учебный материал, который осваивают подростки, предполагает возникновение сложностей и ошибок, через которые и происходит учеба. Именно способность встречаться с ошибками и переживать сложности обеспечивает возможность учиться сложным вещам. Поэтому так важно хвалить скорее за усилия, чем за хороший результат – чтобы подростки чувствовали важность вложенных сил, чтобы не боялись ошибаться в процессе получения знаний. Конечно, результаты и отсутствие ошибок важны в учебе – например, на экзаменах. И чтобы дойти до этих хороших результатов, предстоит приложить большое количество усилий, встретиться со своими ошибками, и извлечь из них опыт.

Не потакать избеганию сложностей.

Иногда подросткам правда необходимо отдыхать – нагрузка по учебе высокая, и остальная жизнь тоже насыщенная. Иногда под видом необходимого отдыха подростки, как и многие взрослые люди, занимаются тем, что позволяет временно избежать сложностей. Проблемы могут возникать в тот момент, когда такое избегание становится слишком длительным, и забирает все больше сил. Поэтому важно помогать замечать разницу между отдыхом и избеганием сложностей.

Не делать из учебы главную тему общения в семье.

Жизнь подростков и жизнь их родителей большая и разнообразная, в ней есть много интересных событий и приятных тем для разговора. Разговоры, свободные от проблемы – важный инструмент создания теплых доверительных отношений в семье.

 

Узнать о психологических группах для подростков,
записаться на индивидуальную консультацию или консультацию по скайпу,
можно по нашему телефону:

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00