1 сентября подростки

Новый учебный год уже у самого порога, и для многих школьников первое сентября – это не только новые тетради, новые учебники, новые предметы в расписании, но и новые учителя, новые одноклассники, или даже новая школа.

Обычно в преддверии Дня знаний много внимания психологов, педагогов и всех, кто пишет об образовании, уделяется первоклассникам и родителям первоклассников, но мы хотели бы сегодня сосредоточиться на более взрослой категории школьников – на старшеклассниках, решивших сменить класс или школу.

Мы поговорим о том, как поддержать подростка, который переходит из класса в класс и/или из школы в школу. Без сомнения, любая такая смена обстановки и социального окружения является стрессом и нагрузкой, даже если она происходит не впервые, и мы хотим дать несколько простых советов родителям, чтобы им было проще помочь своему ребёнку справиться с этой переменой в жизни.
1. Сначала подумаем о причинах смены школы. Их может быть множество, но в общем виде ребёнок меняет школу либо исходя из собственной мотивации (перешёл на интересующую его/её специальность; в новой школе сильнее преподаватели; в новой школе его/её друзья; в новой школе сильное дополнительное образование и т.п.), либо смена школы – это вынужденная мера (инициатива родителей; переезд; закрытие предыдущей школы; отсутствие в предыдущей школе 10-11 классов; травля или конфликт с преподавателем и т.п.) И если в первом случае ребёнок, скорее всего, преисполнен приятного возбуждения и ожиданий, то во втором случае переживания могут быть намного менее радостными: злость (в том числе и на родителей), разочарование, тревога. Было бы очень хорошо, если бы у подростка была возможность поделиться этими переживаниями, получить их признание как легальных и облечь их в приемлемую, осознанную и хорошо переносимую форму – лучше всего, конечно, поделиться с родителями, но можно и у психолога или на психологической группе.
2. Какое-то время у подростка уйдёт на то, чтобы узнать своих новых одноклассников и учителей, понять, чего от них ждать, и понять, по каким правилам эти люди взаимодействуют между собой. Кому-то для такого исследования требуется несколько дней, кому-то – несколько месяцев, но, в любом случае, пока люди вокруг незнакомы и правила неясны, у подростка будет отсутствовать чувство того, что он находится в психологической безопасности. Довольно часто у подростков в подобных ситуациях просыпаются ностальгические чувства: они могут вдруг вспомнить о каких-то событиях или местах из далёкого детства, или особенно много общаться с бывшими одноклассниками и старыми друзьями, или их гастрономические предпочтения словно откатываются на несколько лет назад, и т.д. Подобные вещи – нормальная реакция психики на ситуацию новизны и неопределённости, попытка вернуться в знакомую и безопасную обстановку. Не стоит в связи с этим подшучивать над подростком или как-то ещё обесценивать этот процесс, а лучше помочь ребёнку создать себе безопасную гавань.
3. Хорошо, если для ощущения безопасности будет необходимо только узнать поближе своих новых друзей, но, к сожалению, часто случается, что новичку ещё надо доказать своё право на место под солнцем. Увы, в наших реалиях прийти новеньким в класс (особенно в средней школе) с высокой вероятностью означает стать объектом агрессии, в худшем случае переходящей в травлю. Есть несколько факторов, которые снижают этот риск: здоровая атмосфера в классе (ответственность школы, в частности, классного руководителя и психологической службы), здоровое, без стыда и чувства вины, отношение подростка к самому себе и к агрессии (что в подростковом возрасте – из разряда фантастики, но бывает) и здоровая поддержка со стороны близких. Очень важно помнить, что любая травля – всегда системное явление, и взрослые всегда включены в это – либо как поддерживающие, либо как игнорирующие (и таким образом всё равно поддерживающие) ситуацию травли. Поэтому важно интересоваться у подростка у ребёнка, как идут его дела в новой школе, как общение с одноклассниками. Конечно, часто в этом возрасте подростки не очень охотно делятся подробностями своей жизни, в таком случае стоит время от времени обращаться с вопросами к классному руководителю и/или школьному психологу.
4. Закончить эту небольшую памятку хотелось бы напоминанием о том, что не только для подростка смена школы является стрессом и тревожной ситуацией, но и для родителей тоже. Родители переживают из-за новой компании, новых учителей, новой учебной программы, новых требований, новых родительских собраний, да мало ли, из-за чего родители ещё могут нервничать, родителям ведь только дай повод поволноваться за ребёнка. Так вот, дорогие родители. Мы знаем, вы переживаете (а иначе вы бы не читали этот текст, и уж точно не дочитали бы его до этого места), и иногда это переживание тревоги и беспокойства может выплёскиваться самыми разными и неожиданными способами: через злость, через самокопание и самообвинение, через желание максимально контролировать своего ребёнка или контролировать хотя бы что-нибудь (например, чистоту в квартире) и прочая, и прочая. Хотелось бы напомнить вам: поддерживая своего подростка, не забывайте заботиться о себе, от этого и вам, и подросткам будет лучше.
И если чувствуете, что не справляетесь и вам нужна помощь – обращайтесь к нам, в центр «Точка». Мы, в конце концов, для того и нужны.