В последнее время в публичном пространстве всё больше обсуждаются вопросы, связанные с агрессией в детских коллективах, в частности, проблема школьной травли. Ниже мы приводим несколько тезисов, которые не охватывают полностью тему работы с травлей, но могут служить некоторой базовой памяткой.
Что делать при столкновении с травлей?
• Пресечь агрессию
В психолого-педагогическом сообществе могут быть споры и разногласия касательно понимания внутренних механизмов травли и способов работы с ней, но в одном специалисты сходятся однозначно: травля всегда происходит при попустительстве взрослых. Чаще всего – при молчаливом игнорировании с их стороны. Поэтому если вы видите, что ребёнок является постоянной жертвой насмешек и/или физических издевательств – не молчите, вмешайтесь, дайте однозначно понять, что это недопустимо.
• Оповестить взрослых, работающих с этой группой детей
В ситуации школы необходимо ввести в курс дела классного руководителя, школьного психолога, специалиста по соцзащите, учителей, работающих с классом. Не нужно стесняться, не нужно считать, что «дети сами разберутся». Чем больше взрослых будет в курсе ситуации, тем лучше, поскольку тогда будет возможна единая позиция и единый способ реагирования. Не стоит пытаться решить проблему единолично: травля – явление системное и бороться с ней нужно системно.
• Проводить разъяснительную работу с детьми
Зачастую дети, участвующие в травле, не осознают в полной мере того ущерба, который они наносят жертве. Дети могут считать это «просто шуткой» и могут принимать участие, исходя из своих представлений о том, что принято и не принято в конкретной детской группе. Начиная с подросткового возраста, детям становится чрезвычайно важно чувствовать свою принадлежность к группе, поэтому они могут проявлять агрессию по отношению к жертве только потому, что «так принято», «он какой-то не такой», «он всех бесит», «над ним все всегда издеваются» – то есть, исходя из сложившейся нормы. Нужно объяснять детям, что эта норма – деструктивна и наносит большой урон психологическому, а часто и физическому здоровью. Для осуществления этой задачи, скорее всего, будет необходима работа психолога с группой.
• В случае отсутствия поддержки со стороны взрослых – подключать внешние организации
Под внешними организациями мы имеем в виду РОНО, Департаменты образования, КДН, в крайних случаях – прокуратура. Как было сказано выше, травля – проблема системная, и к сожалению, в школах могут смотреть на неё сквозь пальцы. Если вы понимаете, что в организации не работают с проблемой, то нужно искать союзников «во внешнем мире».
В заключение скажем, что иногда в случае столкновения с детской агрессией бывает трудно различить: травля это или нормальная конфликтная ситуация. Как бы то ни было, если у вас появляются сомнения – лучше проявить излишнюю бдительность. Может быть, вы просто окажетесь участником какой-то ссоры, которую дети могут разрешить и без вас – тогда можно развернуться и уйти, но если вы сумеете пресечь систематическое издевательство многих над одним, то это может спасти детскую психику и здоровье. Звучит патетично, но так оно и есть.