Пубертатный период (или подростковый возраст) – подарок и проклятье. В этот период у человека происходят огромные изменения в головном мозгу, он становится невероятно восприимчивым к новому опыту. Активно формируются новые нейронные сети и удаляются старые, ненужные, которые реже используются. Это помогает легко осваивать новое. В связи с такой невероятной пластичностью и восприимчивостью любой новый опыт легко усваивается, как негативный, так и позитивный.
Почему сложно быть подростком
В связи с этим, подростки испытывают страсть и тягу ко всему новому, зачастую не связанному с тем, что требует усилий. Но это новое не всегда может носить благоприятный характер. То есть это с одной стороны много возможностей, а с другой – много опасностей.
В пубертатный период формируется т.н. “социальный мозг”, то есть те структуры мозга, которые отвечают за взаимодействие с другими людьми, за восприятия чужого мнения. И нет ничего важнее, чем отношения со сверстниками. Их мнение становится самым важным, тем, которое является определяющим в восприятии реальности и себя. Так что фраза: “Не обращай внимания”, перестает работать совсем.
В подростковом возрасте снижается базовый уровень дофамина. Дофамин – это нейромедиатор, который отвечает за удовольствие, положительные эмоции, за переживания, связанные с радостью, новизной, творчеством, юмором.Низкий уровень дофамина влечет за собой подавленность и апатию, влияет на снижение мотивации к обучению. Снижение базового уровня дофамина в подростковом возрасте отчасти объясняет, почему подростки часто жалуются на скуку и как-будто “ничего не хотят”.
Когда вырабатывается дофамин у человека?
В ряде случаев, перечислим основные моменты:
- в ситуации риска, опасности, во время и после экстремальных ситуаций;
- во время открытого эмоционального общения;
- во время и после секса;
- во время и после интенсивной физической активности (более 40 минут);
- после хорошо выполненного дела;
- некоторые психоактивные вещества также вызывают искусственный выброс дофамина;
- победа в соревновании, в компьютерной игре, в любом виде деятельности;
- одобрение окружающих.
Все эти виды деятельности сопровождаются “вознаграждением” в виде повышения уровня дофамина. Таким образом, подростки стремятся к повышению своего сниженного уровня дофамин, выбирая один или несколько вышеперечисленных вариантов. И их можно понять) Со сниженным уровнем дофамина живется нелегко. Как вы заметили, среди них есть как социально одобряемые, так и, напротив, социально неприемлемые способы.
Безрассудство подростков лишь частично можно объяснить недостатком самоконтроля. Во многом оно связано с большой чувствительностью к вознаграждению (про дофамин говорилось выше), гораздо большей, чем у взрослых. Это значит, что подростки хорошо понимают про риски, не хуже чем взрослые, но гораздо больше уделяют внимания положительным сторонам (о чем бы ни шла речь – о мелком хулиганстве, о прогуле школы, о более серьезных проступках…). Они обладают способностью фиксироваться на позитивных ощущениях от поступка, игнорируя риски, которые за этим последуют.
Как помочь подростку пережить подростковый возраст (несколько рекомендаций, которые могут быть полезными).
Помогать ему учиться самоконтролю. Используя для этого разные способы (упражнения, направленные на удержание внимания, спортивные тренировки, различные онлайн приложения, которые учат самоконтролю).
Важно развивать настойчивость и мотивацию. Мысль о том, что без “труда не вытащишь и рыбки из пруда” очень старая, но почему-то иногда о ней забывают. Необходимо учить подростка целеполаганию (логическая связка: цель-действия-промежуточный результат – оценка – действия – финальный результат).
Важно обращать внимание не только на результат, но и на действия, затраченные усилия. Учимся замечать и поощрять качество и количество усилий, затраченных на выполнение того или иного задания. Сдвиг мотивации с результата на процесс, на действия, на усилия – важная составляющая успешной деятельности.
Также в контексте развития саморегуляции необходимо умения замечать, осознавать и дифференцировать чувства и переживания, т.н. рефлексия. Ребенок учится рефлексии в первую очередь в семье. Если члены семьи спокойно реагируют на проявление эмоций, внимательно относятся к чувствам и переживаниям друг друга, способны “опознать” и назвать их – то ребенок научается относиться к своим эмоциям и чувствам бережно и заботливо.
Стремление к риску можно направить в безопасное русло. Например поход в парк аттракционов, экстремальные виды спорта (сноуборд, водные лыжи, сплав по реке и тд), публичные выступления и др.. Любая деятельность, связанная с риском, но происходящая в безопасных условиях и контролируемой среде. Это снизит потребность искать рискованные ситуации где-то еще.
Общение среди сверстников – это ведущая деятельность этого возраста, проследите, чтобы оно тоже проходило в контролируемой и безопасной среде. Это могут быть психологические группы общения, подростковые клубы, группы изучения иностранного языка, лагеря отдыха, известные вам друзья.
Важно проявлять четкость. Говорить о том, какого результата вы от подростка ждете, как можно более детально все проговаривая. Важно проявлять максимальную четкость и при формулировании правил и последствий за их нарушения.
Также важно проявлять последовательность. Доводить решения до конца, не менять правила, стараться самим придерживаться договоренностей. Даже если в какой-то момент проще отступить, не забывайте, что последовательность – это самое большое сочувствие, которое можно проявить к подростку. Это то, что в числе прочего обеспечивает его психологическую безопасность.
Нужно постепенно снижать степень контроля. Передавайте подростку те зоны, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Можно экспериментировать, отдавая ему больше ответственности, чем он способен на ваш взгляд, и, если он справился, оставлять все как есть, а если нет, то возвращаться на шаг назад, объясняя свое решение.
Поддержка со стороны родителей очень важна. В подростковом возрасте родительская поддержка заключается, в первую очередь, в доброжелательном внимании и ненавязчивой вовлеченности в жизнь ребенка.
Это не значит лезть в личную жизнь ребенка, скорее, демонстрировать ему, что вы рядом и открыты к контакту, к помощи, и готовы ждать обращения к вам подростка столько, сколько потребуется.